История RTS

Итак, рано или поздно (причем скорее – рано) идея игры в солдатиков должна была прийти должна была прийти в зарождающийся мир компьютерных развлечений. Да, если начистоту, игра в солдатиков и компьютерные игры были просто созданы друг для друга! – что интуитивно понимал всякий, кто в детстве выстраивал игрушечные армии для очередной решающей битвы, и играл хоть в одну игру на ZX Spectrum.
О…ZX Spectrum! Что это была за машина! Процессор 3,54 МГц, 16 или 48 КБ оперативной памяти, 16 КБ ПЗУ с раз и навсегда прошитым Бейсиком, восемь цветов и два уровня яркости, домашний телевизор в качестве монитора, кассетный магнитофон в качестве внешнего накопителя.

Самый народный компьютер восьмидесятых. Миллион проданных машин за первые 17 месяцев, полупиратские ( аз зачастую и без всяких “полу”) клоны по всему миру, в том числе и в СССР. Впечатления на всю жизнь – поверьте, такие потрясения, пережитые, когда тебе пять лет, не забываются.
Именно на этой, фантастической по сегодняшним меркам платформе, вышла в 1983 году игра, являющаяся, судя по всему, первой в истории игростроения стратегией в реальном времени.

Stonkers (1983)

Джон Гибсон (John Gibson), Д.Х. Лоусон (D.H.Lawson) и Пол Линдейл (Paul Lindale) – сотрудники ливерпульской Imagine Software, компании, занимавшейся разработкой игр для ZX Spectrum и Commodore VIC-20, очень вряд ли догадывались, что, выпуская свой проект Stonkers, они входят в историю игростроения, может, и не как отцы-основатели, но как предтечи одного из самых популярных жанров компьютерных игр.

stonkers

В Stonkers были реализованы, конечно, не все, но очень многие черты того жанра, который позже назовут RTS. Вначале перед игроком появлялась глобальная карта театра военных действий, с отмеченными ключевыми зонами противостояния. Нажав на одной из них кнопку действия, он мог “увеличить” место под курсором и отдать приказы отрядам. Далее, управляя при помощи клавиатуры или джойстика танками, пехотой, артиллерией и грузовиками снабжения, играющий должен был захватить вражескую базу или уничтожить все отряды противника. Комбатанты тратили во время движения энергию, и чтобы пополнить ее, нужно было отправлять к ним юниты снабжения. Обо всем происходящем на поле боя сообщала находящаяся под картой информационная строка.

Игра происходила в реальном времени, но останавливалась всякий раз при выборе отряда и отдаче приказа.
Конечно, как полагается первой ласточке, игра Stonkers весны (читай – жанра) не сделала, это было обусловлено и несовершенством технической базы и сыростью идеи, и чисто программными ошибками, из-за которых ранняя версия Stonkers падала после нескольких минут игры…

Наверное, именно за это Stonkers получила награду “Best Wargame” 1984 года от британского журнала CRASH – одного из первых журналов о компьютерных играх, появившегося в феврале того же 1984 года.
К 86-му, кстати, тираж журнала незначительно превышал 100000 экземпляров, и примерно столько же составил средний тираж одного номера CRASH за все восемь лет его существования.
Следующая статья будет посвящена играм The Ancient Art of War и Nether Earth.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>